bibl head1

Центральная городская библиотека
им. А.С. Горловского


ПОРАЖЕНИЕ. Мосфильм, 1987

4-серийный цветной телевизионный художественный фильм Булата Мансурова, созданный на киностудии «Мосфильм», является новой экранизацией романа Даниила Гранина «Иду на грозу».
Молодой физик Крылов пытается научиться управлять грозой. Но природа не желает подчиняться человеку. Зайдя в грозовое облако, летчик констатирует: «Вот она, преисподняя!». Так что, поражение неизбежно? См. «Иду на грозу. Ленфильм, 1965».

Основные сведения

Производство: киностудия «Мосфильм»
Год выпуска: 1987
Длительность: 340 мин. (1 серия – 88 мин.; 2 серия – 86 мин.; 3 серия – 84 мин.; 4 серия – 82 мин.)
Авторы сценария: Даниил Гранин, Булат Мансуров
Режиссер-постановщик: Булат Мансуров
Оператор: Николай Васильков
Композитор: Александр Луначарский

Актерский состав

Крылов – Игорь Волков
Тулин – Андрей Тенета
Данкевич – Василий Лановой
Агатов – Леонид Куравлев
Женя – Ольга Кабо
Ада – Татьяна Плотникова
Наташа – Елена Антонова
Хоботнев – Лев Прыгунов
Ричард – Евгений Дворжецкий
Голицын – Павел Кадочников
Южин – Леонид Марков
Лагунов – Вячеслав Гостинский
Возницын – Валентин Смирницкий
Механик Коля – Валентин Букин
Вера Матвеевна – Майя Булгакова
Востряков – Олег Белов
Катя – Елена Малявина
Алеша – Валерий Яременко
Поздышев – Игорь Ленев
Богдановский – Александр Белявский
Радист – Павел Сиротин
Сима – Елена Шибаева
Лена – Ирина Климова
Аникеев – Леонид Полохов
Гатенян – Владимир Мсрян
Серов – Владимир Привалов
Жена Данкевича – Ольга Сошникова
Денисов – Игорь Кашинцев
радист Боря – Валерий Фролов
Лазарь – Юрий Катин-Ярцев
Телегин – Гиви Сарчемелидзе
Пирадзе – Владимир Епископосян

Из рецензий

Митин Г. Жесткий фильтр времени // Литературная Россия. 1988. 27 мая.
Много чего не вошло в фильм – и не потому, что роман «толще», а потому, что между романом и телефильмом прошло четверть века, а это фильтр настолько жесткий, что гордое и знаменитое в те далекие от нас лихие годы название «Иду на грозу» уступило свое место в титрах фильма горькому слову «Поражение»… А четверть века назад критики в своих откликах и не думали ни о каком таком «поражении»… Но сегодня впору назвать свой отклик на фильм… «Гроза идет на человека». Увы, идет – и вызвал ее на себя сам человек. Что на войне было подвигом – «Вызываю огонь на себя!», – сегодня стало преступлением перед человечеством и называется разрушением среды обитания… Актуальность, независимость, основательность - вот главные гражданские черты писательской работы Даниила Гранина, черты, которые не мирно сосуществуют, но непрерывно борются в нем, попеременно беря верх. В фильме верх взяла, на мой взгляд, Актуальность, которая решительно вывернула давний роман наизнанку. В книге автор искал виновного в аварии самолета – им оказался, естественно, Агатов. В фильме авторы сценария ищут не виновного, но причину несчастья – и оставляют Агатова на земле, чтобы нам было ясно: не в Агатове дело – небо гневается. В книге падающий с самолетом Ричард успевает подумать: «А если воздействовать на центр грозы, можно ее уничтожить». Это же надо – погибая, мечтать об «уничтожении»! В фильме это исключено. И дело не в специфике экранизации. Причина куда серьезнее: диктатура времени! Времени, когда, как говорит член-корреспондент Голицын, «пора о боге думать», – и не ему одному, если для всех нас природа – бог…

Ладынин А. В пределах видимости: Читательский клуб «Диалог» обсуждает фильм «Поражение» // Советская Россия. 1988. 25 мая.
Но все же, несмотря на достоинства, картина, как мне кажется, несколько затянута. Многосерийность стала неотъемлемой и не всегда оправданной чертой телевизионного кино. Телевидение словно бы приступило к «академическому», многосерийному переизданию золотого фонда советского кино. Вспомним недавний фильм «Отряд специального назначения»… ведь он снят «вслед» за знаменитым «Подвигом разведчика». И сегодняшняя картина «Поражение» имела уже свою предшественницу на экране… (С Воронов, г. Москва)