С. Харламов. Преподобный Сергий Радонежский.

С. Харламов. Преподобный Сергий Радонежский.

«Преподобный Сергий был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества».
В.О. Ключевский «Курс русской истории»

«Духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа».
В.О. Ключевский «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства»

История нашего края, практически, не нашла отражения в произведениях В.О. Ключевского. Даже Троице-Сергиев монастырь упоминается им только в связи с историческими событиями, которые Ключевский описывал. В «Курсе русской истории» лишь в 34-й лекции выделена отдельная главка «Троице-Сергиев монастырь». В ней говорится о колонизаторской деятельности монастыря. «Некоторые монастыри, - пишет историк,- явились особенно деятельными метрополиями. Первое место между ними занимал монастырь Троицкий Сергиев, возникший в 40-х годах XIV в.».

Рассматривая устройство церковно-монастырского хозяйства, на примере Троицкого монастыря учёный приводит много сведений про обогащение монастырей за счет вкладов прихожан.

Ключевский обходит вниманием деятельность Троице-Сергиева монастыря в годы правления Бориса Годунова и в Смутное время, польско-литовскую осаду 1608-1610 гг. Он отмечает лишь подвижническую деятельность келаря монастыря Авраамия Палицына и архимандрита Дионисия Зобниновского, призывающих народ на борьбу с иноземными захватчиками. О «Сказании об осаде» Авраамия Палицына говорится в работах Ключевского «Конспект лекций курса историографии о Палицыне, Хворостинине», «И. Тимофеев, кн. Хворостинин и А. Палицын».

В научном труде «Древнерусские жития святых как исторический источник» две главы историк посвящает авторам «Жития Преподобного Сергия» - Епифанию Премудрому и Пахомию Логофету.

В 1892 году, в дни празднования 500-летия памяти Преподобного Сергия Радонежского, Василий Осипович произнёс речь «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства». (См. Приложение 2).

129. Ключевский, В. О. Благодатный воспитатель русского народного духа : речь, произнесённая в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г. в память Преподобного Сергия / В. О. Ключевский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского : [сборник]. - Новосибирск : Сибирское Рериховское общество : Издательский центр РОССАЗИЯ, 2005. - С. 6-24.

130. Ключевский, В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник: Глава III: Киприан и Епифаний; Глава IV: Пахомий Логофет / В. О. Ключевский. - М. : Астрель : АСТ, 2003. - С.68-140. - (Историческая библиотека); Православие в России. - М. : Мысль, 2000. - С. 54-109.

Об авторах «Жития Преподобного Сергия»: Епифании Премудром, иноке Троице-Сергиева монастыря и ученике Сергия Радонежского, написавшем в 1417-1418 годах самое первое Житие Преподобного через 26 лет после его смерти, и Пахомии Логофете, афонском монахе, жившем в Троице - Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшем новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 году.

131. Ключевский, В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства / В. О. Ключевский // Исторические портреты. Деятели исторической мысли / В. О. Ключевский. - М. : Правда, 1990. - С. 63-76; Литературные портреты / В. О. Ключевский. - М. : Современник, 1991. - С. 245-257; Православие в России / В. О. Ключевский. - М. : Мысль, 2000. - С. 308-321; / В. О. Ключевский // Жизнь и житие Сергия Радонежского / сост., послесл. и коммент. В. В. Колесова ; подгот. текстов В. В. Колесова, Т. П. Рогожниковой ; сост. ил. части и пояснения к ил. Т. А. Лисовой. - М. : Сов. Россия, 1991. - С. 259-272.; / В. О. Ключевский // Преподобный Сергий Радонежский : Полное жизнеописание. - М.: Эксмо, 2011. - С. 78-93.

Обращаясь к образу Сергия Радонежского, Ключевский затрагивает основу жизни народа – веру в самого себя даже в самые трагические моменты истории. По словам историка, имя святого «блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарёй политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нём не всё ещё доброе погасло и замерло... Он открыл им глаза на самих себя».

132. Ключевский, В. О. Конспект лекций курса историографии о Палицыне, Хворостинине. И. Тимофеев, кн. Хворостинин и А. Палицын / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. сост. Р. А. Киреева, В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1989. - Т. VII: Специальные курсы. - С. 162-177.

Среди исторических источников о Смутном времени, Ключевский выделяет «важнейшие памятники 1-го разряда» - подлинные воспоминания современников, в т.ч. «Сказание об осаде Троицкого монастыря» Авраамия Палицына.

133. Ключевский, В. О. Лекция XXI / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C.15.

«Даже после того… как Иван Калита стал великим князем, московский удел оставался очень незначительным. В первой духовной этого князя, написанной в 1327 г. перечислены все его вотчинные владения…То были: Москва, Коломна, Можайск, Звенигород, Серпухов, Руза и Радонеж».

134. Ключевский, В. О. Лекция XXVI / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. – М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C.114.

Упоминание о том, что в Троице - Сергиевом монастыре хранится шёлковая пелена, вышитая Софьей Палеолог, женой Ивана III.

135. Ключевский, В. О. Лекция XXIХ / В.О. Ключевский //Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C. 163.

В лекции об опричнине упоминается о пребывании Ивана Грозного в Троице - Сергиевом монастыре, когда в конце 1564 г. он бежал из Москвы в Александровскую слободу.

136. Ключевский, В. О. Лекция XXXIV; Лекция XXXV; Лекция XXXVI / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. - Т. II: Курс русской истории. Ч. II. - C. 233-236; 249; 254-262, 281.

Данные лекции посвящены церковно-монастырскому хозяйству. В отдельной главе анализируется колонизаторская деятельность Троице-Сергиева монастыря.

137. Ключевский, В. О. Лекция XLIII / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1988. -Т. III: Курс русской истории. Ч. III. - C. 56-57.

«Призывные грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия, расходившиеся из Троицкого монастыря, подняли нижегородцев под руководством их старосты Кузьмы Минина. На призыв нижегородцев стали стекаться…служилые люди, городовые дворяне и дети боярские, которым Минин нашёл и вождя, князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Так составилось второе дворянское ополчение против поляков».

138. Ключевский, В. О. Лекция LIX / В.О. Ключевский // Сочинения : в 9 т. / В.О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина ; послесл. и коммент. В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М. : Мысль, 1989. - Т. IV: Курс русской истории. Ч. IV. - C. 16.

О том, как в августе 1689 г. в Троице-Сергиевом монастыре укрывался молодой Пётр, когда его сестра Софья «построила было новый стрелецкий умысел против брата и мачехи».