«Леонтьев стоял головой выше всех русских философов».
Л.Н. Толстой

«Достоинство Леонтьева чрезмерно, удивительно. Прошёл великий муж по Руси – и лёг в могилу. Ни звука при нём о нём; карканьем ворон он встречен и провожен. И лёг, и умер, в отчаянии, с талантами необыкновенными».
В.В. Розанов

«Только теперь мы можем достойно оценить не только пленяющую гениальность этого безгранично смелого мыслителя, этого «русского Ницше», но и всю объективную значительность его парадоксальных идей».
Н.А. Бердяев

«Константин Леонтьев – огромное явление русской духовной культуры, и знать о нём и его должен всякий, кто желает блюсти и ценить культуру».
П. Б. Струве

Константин Николаевич Леонтьев - философ, религиозный мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, политический и общественный деятель.

Он прожил сложную, богатую переменами жизнь. Родился Леонтьев 13 января 1831 г. в селе Кудиново Калужской губернии. Решающее влияние на его судьбу имела мать, которую отличала глубокая религиозность. Получив домашнее воспитание, он продолжил образование в Кадетском корпусе, затем в Калужской гимназии. После окончания гимназии и кратковременного пребывания в ярославском Демидовском лицее стал студентом медицинского факультета Московского университета (1850-1854 гг.). Уже в студенческие годы первые сочинения молодого Леонтьева были высоко оценены И.С. Тургеневым, который на протяжении всей литературной карьеры внимательно следил за ним.

Не закончив последнего курса, Леонтьев в качестве врача участвовал в Крымской войне (1853 – 1857 гг.). В декабре 1860 г. он переехал в Петербург, решив оставить медицину ради литературы.

В 1863 г. К.Н. Леонтьев был назначен секретарем российского консульства на о. Крит и на протяжении почти десятилетия находился на дипломатической службе, хорошо изучив Ближний Восток. В этот период оформились его социально-философские и политические взгляды.

Внезапная тяжёлая болезнь, случившаяся с ним в 1871 г., стала переломным моментом, с которым связаны перемены в его жизни и творчестве. С болезнью совпали ещё два тяжёлых события: смерть любимой матери и психическое расстройство жены. Константин Николаевич оставил дипломатическую карьеру и принял решение постричься в монахи: с этой целью подолгу бывал на Афоне, в Оптиной пустыни, в Николо-Угрешском монастыре, однако ещё не был готов оставить без сожаления литературу и публицистику. В 1880 - 1887 гг. Леонтьев работал в Московском цензурном комитете.

Выйдя в 1887 г. в отставку, поселился в Оптиной пустыни, где жил «полумонашескою, полупомещичьею жизнью, полною религиозно-трогательной, милой и тихой поэзии и пленительной красоты патриархального, старинного православного русского уклада, добродушно-барского и в то же время удивительно изящного и очень чуткого к движению современной мысли» (А.А. Александров - сост.). Леонтьев постоянно общался со старцем Амвросием как своим духовным руководителем и занимался литературной работой. Здесь созданы одни из лучших леонтьевских произведений «Записки отшельника», «О романах Л.Н. Толстого. Анализ, стиль и веяния».

23 августа 1891 г. К.Н. Леонтьев принял тайный монашеский постриг под именем Климента, а через неделю приехал в Троице-Сергиеву лавру. В Сергиевом Посаде он прожил немногим более двух месяцев, однако - это место последних дней его земной жизни и вечного упокоения.
Основные религиозно-философские идеи Леонтьева нашли отражение в его работах: «Византизм и славянство», «Племенная политика как орудие всемирной революции», «Отшельничество, монастырь и мир».

Леонтьева называли «одиноким мыслителем». Творчество философа вызывало жаркие споры ещё при его жизни. Он верил, что Россия, встав на свой собственный путь развития со строгой монархической властью, церковностью, крестьянской общиной, сможет превратиться в новый культурный центр мира, объединяющий народы.

К.Н. Леонтьев говорил, что «прогресс XIX века очень непрочен и должен привести или к всеобщей катастрофе, или к более медленному перерождению человеческих обществ на вовсе уж не либеральных, а, напротив того, крайне стеснительных и принудительных началах». Это подтвердилось, хотя и сам философ писал: «Боюсь, как бы история не оправдала меня…».