М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Повествование о жизни святого было хорошо знакомо художнику М.В. Нестерову с раннего детства по народным картинкам, старым гравюрам, которые он видел в доме родителей. «Преподобный Сергий Радонежский пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Этот святой входил в обиход нашей духовной жизни», – вспоминал художник. «Сергиевский цикл» создавался художником в годы, когда Россия отмечала 500-летие (1892) со дня кончины Сергия Радонежского.

К святому преподобному Сергию Радонежскому Михаил Васильевич относился так бережно и любовно, как, пожалуй, ни к одному другому русскому святому. Для него Радонежский чудотворец стал живой драгоценностью.

«Видение отроку Варфоломею» - больше чем картина. Это полотно тёплое, нарядное, глубоко символичное... как икона допетровских времен. На картине нет ничего случайного, ничего лишнего. Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане - это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, и одновременно - это прообраз будущей Лавры. Извилистая тропа - дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб - будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества. Как это похоже на традиции иконописи - изображать на одной доске события прошлого, настоящего и будущего в столь тесном единстве, будто происходят они в один и тот же миг! Приближает картину к иконе и выбранная художником цветовая палитра. Охристо-желтый и нарядный багряный, голубовато-зеленый и богатый золотой в сочетании с беловато-бежевым фоном и коричнево-черным акцентом. Это нарядное сочетание красок было одним из излюбленных у древнерусских иконописцев. И оно как отличается от привычного вседневного колорита Северо-Восточной Руси!

По сути, Нестеров передал на полотне эпизод из жития преподобного Сергия. Передал, не пожертвовав ни единой деталью. Вековой дуб посреди поляны. Инок, достающий просфору. Варфоломей, юная душа которого томится в ожидании неведомого чуда. И в то же время... так гармонично, так красочно это послание, будто сама природа вызвалась передать его в наш мир. Не словами жития, но эмоцией, прекрасным, преображённым состоянием родной природы художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда.

«Видение отроку Варфоломею» не зря считается едва ли не лучшим из произведений Нестерова. Картина настоящая, она словно дышит, на нее завороженно смотришь и не можешь сформулировать словами всю глубину смыслов, в ней сокрытых. Слова лишь выхватывают то тут кусочек, то там. Да и не нужны тут слова, без них всё понятно - картина сама вливается в душу.