Троицкий собор

Троицкий собор

Белокаменный одноглавый Троицкий собор был построен в 1422 году на месте, где стояла первая деревянная церковь, поставленная основателем монастыря Сергием Радонежским. Это самый древний из сохранившихся монастырских храмов. Собор сооружен стараниями преемника и ученика Сергия Радонежского игуменом Никоном над гробом Преподобного, мощи которого были обретены при копании рвов под фундамент. Строительство храма велось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского – Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия.

Стены собора сложены из правильных блоков белого камня. Несмотря на небольшие размеры – высота храма до верха креста составляет 30 м, он создает впечатление величественного и мощного сооружения.

Иконостас древнего собора уникален, в нем находится сорок одна икона из тех, что были написаны в 1420-е годы. Это единственный комплекс начала XV века, сохранившийся в храме, для которого был предназначен. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы была написана икона «Троица» - великое творение Андрея Рублева. С 1929 года икона находится в Третьяковской галерее, в иконостасе представлена копия иконы.

У южной стены собора рядом с иконостасом расположена серебряная с золочением рака Сергия Радонежского, исполненная мастерами Оружейной палаты в Москве в конце XVI века по велению Ивана Грозного. Рака поступила в монастырь после его смерти в 1585 году как вклад царя Федора и царицы Ирины. Над ней возвышается серебряная чеканная сень – вклад императрицы Анны Иоановны 1737 года. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, святая святых монастыря.

В 1548 году к Троицкому собору был пристроен так называемый Никоновский придел – небольшая церковь, поставленная на месте погребения преемника Сергия по игуменству – Никона. Гораздо меньший по высоте (23 м), Никоновский придел не теряет своей самостоятельности рядом с Троицким собором, отличаясь от него и характером убранства, и пластикой форм.