bibl head1

Центральная городская библиотека
им. А.С. Горловского


М. А. Описание крестного хождения из Троицко-Сергиевой Лавры с иконой преподобного Сергия… в Хотьков монастырь, в село Радонеж и другие окрестные места, по случаю эпидемической болезни. - Москва, 1849. - 15 с. : ил.


Особую страницу в истории Троице-Сергиевой Лавры составляют ее отношения с жителями окрестных поселений. Известно, что в трудное время Троица помогала местному населению. Помощь могла быть не только материальной, но и духовной. Летом 1848 г., когда эпидемия холеры стала уносить человеческие жизни, купец Бочаров из села Трубина и прихожане села Гребнево обратились к старцам Троице-Сергиевой Лавры с просьбой совершить «крестное хождение», чтобы призвать Божию милость и остановить распространение болезни. На Руси издавна были известны крестные ходы с изнесением святынь. Для данного крестного хода была избрана особо почитаемая святыня – икона преподобного Сергия Радонежского, написанная на верхней доске его древнего гроба. Ход состоялся с 22 августа по 21 сентября 1848 г. через Сергиевский посад в Хотьков монастырь, село Радонеж и далее на юг, вплоть до Трубино и Гребнево.
В 1849 г. в Москве, в типографии Московского университета, была напечатана брошюра «Описание крестного хождения из Троицко-Сергиевой Лавры с иконой преподобного Сергия, изображенной на гробовой его доске, в Хотьков монастырь, в село Радонеж и другие окрестные места, по случаю эпидемической болезни». Автор ее скрывается за инициалами М.А. В брошюре отмечается, что «народ, в тысячах отовсюду стекавшийся, с радостными слезами встречал» крестный ход и образ преподобного Сергия Радонежского.

Познакомиться с полным текстом этого издания можно на портале Российской государственной библиотеки здесь.

Устав Александро-Мариинскаго Дома Призрения. – Москва,1884. - 31 с.


Как писал Е. Е. Голубинский, дом призрения в Сергиевском посаде был основан Троице-Сергиевой Лаврой в 1840-х гг. В 1879 г. его взяла под свое покровительство жена императора Александра II государыня Мария Александровна, после чего дом призрения получил наименование «Александро-Мариинского».
Согласно его уставу, утвержденному императором Александром II 6 (18) апреля 1879 года, дом призрения включал: филаретовский приют-училище для девочек, начальное училище с приютом для мальчиков, женскую богадельню, женскую больницу с лечебницей для приходящих, странноприимную палату для женщин. При доме призрения действовала двухэтажная церковь, один престол которой был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, другой – во имя Вознесения Богородицы. Устав предоставлял дому призрения самостоятельность, налагая на Лавру обязанность по его содержанию.
Текст устава был напечатан отдельной брошюрой в Москве, в типографии Э. Лисснера и Ю. Романа, в 1884 г.

Познакомиться с полным текстом издания можно на портале Российской государственной библиотеки здесь.

Музей игрушки: об игрушке, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка / составили Н. Бартрам и Е. Овчинникова. – Ленинград, 1928. - 61 с.


Знаменитый Музей игрушки был основан в 1918 году Николаем Дмитриевичем Бартрамом (1873-1931). Вплоть до смерти своего основателя учреждение находилось в Москве. В 1931 году оно было переведено в Загорск (ныне Сергиев Посад), где находится по сей день.
В 1928 году в Ленинграде была издана книга «Музей игрушки», которая стала своеобразным путеводителем по его экспозиции. Ее подготовил Н. Д. Бартрам совместно с Е. Овчинниковой. Этот уникальный источник позволяет увидеть музей таким, какой он был при основателе, за три года до перевода в Загорск. Из содержания книги видно, что сергиево-посадская игрушка занимала достойное место в экспозиции, что, очевидно, сыграло не последнюю роль в дальнейшей судьбе музея.

Познакомиться с этим изданием можно на портале Российской государственной библиотеки здесь.