bibl head1

Центральная городская библиотека
им. А.С. Горловского


Троицкие листки. – [Сергиев Посад], 1897 (№ 530).


1(13) февраля 1879 г. Троице-Сергиева Лавра начала издавать «Троицкие листки». Это продолжающееся издание, предназначавшееся для народного чтения, содержало разнообразные материалы в помощь верующим. Распространявшееся главным образом в среде паломников, которые стекались в Лавру со всех концов России, «Троицкие листки» с паломниками же разносились по городам и весям, насыщая христианским словом население огромной страны. По заказу издание могло быть выслано почтой.
У истоков «Троицких листков» стоял послушник, а затем инок Троице-Сергиевой Лавры Никон (Рождественский) (1851-1919), известный издатель, автор одной из лучших редакций Жития преподобного Сергия Радонежского.
«Троицкие листки» имели порядковый номер и сквозную нумерацию страниц, что позволяло складывать из них  сборник. Печаталось издание в типографии Троице-Сергиевой Лавры. Как отмечал в своем дневнике сам Никон (Рождественский), к 1910 г. вышло более 1300 номеров в количестве более 140 миллионов оттисков.
За подготовку «Троицких листков» Никон (Рождественский) был удостоен Макарьевской премии.
«Троицкие листки» сегодня представляют научный и культурный интерес как пример русской православной поучительной литературы позднеимперского времени.


Познакомиться с одним из сохранившихся экземпляров «Троицких листков» (№ 530) можно на портале Российской государственной библиотеки здесь.

Розанов, В. В. Апокалипсис нашего времени. – Сергиев Посад, 1917-1918.


Последние месяцы своей жизни известный русский философ Василий Васильевич Розанов (1856-1919) провел в Сергиевом Посаде, в доме № 1 на Полевой улице. Этот период его творчества, совпавший с революцией, был связан с подготовкой «Апокалипсиса нашего времени» – последних, фактически предсмертных записок мыслителя. Автор размышляет, как под влиянием революции распадались нравственные устои общества и народа. Работа, антибольшевистская по духу, крайне упадническая и мрачная по настроению, тем не менее своеобразно выражала горячую любовь автора к тысячелетней истории России, тоску по уходящему пласту культуры. Создание этого текста происходило на фоне болезни и, собственно, физиологического умирания самого Розанова. Может быть, поэтому таким страшным и безысходным показался ему революционный перелом? 5 февраля 1919 г. В. В. Розанов умер. Он был похоронен близ Троице-Сергиевой Лавры, в Черниговском скиту, рядом с могилой философа К. Н. Леонтьева.
"Апокалипсис" увидел свет при жизни автора благодаря финансовой поддержке местного книготорговца М. С. Елова. Работу печатали в Сергиевом Посаде небольшими частями (каждая книжка имела порядковый номер и сквозную нумерацию страниц) на станке типографии И. И. Иванова в течение 1917-1918 гг. Всего вышло, по-видимому, восемь книжек (1, 2, 3, 4, 5-6, 7-8, 9 и 10). Немаловажно, что В. В. Розанов, любивший выступать в трудных для себя случаях под разными псевдонимами, эту последнюю – самую выстраданную – работу издал под своим настоящим именем. Имена печатника и спонсора также открыто значатся в выходных данных издания. В условиях репрессий и эскалации Гражданской войны в России публикация контрреволюционного памфлета в принципе была небезопасной. Но это понятно сейчас, когда написана история, когда стали ясны настоящие масштабы постигшей Россию социальной трагедии. Гораздо важнее в этом факте – чувство исторической ответственности за судьбу своего Отечества, сопричастность, которая, конечно, не могла быть выражена анонимно.
В Российской государственной библиотеке (РГБ) сохранились прижизненные книжки розановского "Апокалипсиса" (кроме № 10), они сброшюрованы в сборник. На оригинале первой книжки – дарственная надпись от автора Ивану Александровичу Голубцову, историку, уроженцу Сергиева Посада.

С содержанием дарственной надписи и полным текстом изданий можно познакомиться на портале РГБ здесь.

Соколов, В. А. Посещение Московской духовной академии отцом Иоанном Кронштадтским. – Москва, 1895. – 30 с.


В последней четверти XIX века широкую известность в России приобрел священник Иоанн Сергиев (1829-1908) из города Кронштадта. Еще при жизни его называли отцом Иоанном Кронштадтским. Под этим же именем он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Отец Иоанн Кронштадтский был выдающимся богословом. Сила его проповедей, духовная помощь, была такова, что появление отца Иоанна в любом общественном месте становилось событием. Пастырь, окруженный многолюдной паствой, – таким запомнился отец Иоанн Кронштадтский современникам. Говорили даже, что верующие пытались непременно дотронуться до его рясы, а то и оторвать от нее кусочек на память. Неудивительно, что ему обильно жертвовали деньги, которые он тотчас распределял между нуждающимися, направлял на строительство и ремонт храмов.
17-18 (29-30) января 1895 года отец Иоанн Кронштадтский посетил Сергиевский посад, Троице-Сергиеву Лавру и Московскую духовную академию. Авторитет священника был настолько высок, что Московская духовная академия решила сразу же увековечить его визит изданием своеобразного отчета в виде брошюры. Труд ее подготовки взял на себя профессор Московской духовной академии и уроженец Сергиевского посада Василий Александрович Соколов (1851-1918).
«Ранним утром 18-го числа (января. – Ред.), – читаем в брошюре, – когда свет еще боролся с ночною мглою, наша академия стала уже свидетельницей необычайного оживления. Со всех концов посада стекались к ее храму члены академической корпорации с своими семействами и многочисленные посадские обитатели всех сословий и возрастов.»
В детальных подробностях  описывает автор брошюры пребывание отца Иоанна Кронштадтского в Сергиевском посаде .
С полным текстом издания можно познакомиться на портале Российской государственной библиотеки здесь.