bibl head1

Центральная городская библиотека
им. А.С. Горловского


ОДНОФАМИЛЕЦ. Свердловская киностудия, 1978

2-серийный цветной телевизионный художественный фильм Ольгерда Воронцова по одноименной повести Даниила Гранина, созданный на Свердловской киностудии.
Фильм предлагает неожиданный для своего времени взгляд на науку (тем более советскую и тем более математику): конкурирующие между собой бюрократические группировки, доченьки и зятьки, приоритет неизменного, когда вместо «выводов» рассматривают «выгоды». Человек с иными установками имеет мало шансов выжить в этой среде. Вот и Павел Кузьмин, молодой талантливый математик, предпочел уйти на производство. Но рукописи, как известно, не горят. Спустя десятилетия отыскалась одна публикация Павла Кузьмина, в которой он предлагал, как оказалось, верный путь решения сложной задачи. Признаться, что он – тот самый Кузьмин? И принять правила игры бюрократов от науки? Или признать себя однофамильцем?

Основные сведения

Производство: Свердловская киностудия
Год выпуска: 1978
Длительность: 125 мин. (1 серия – 62 мин.; 2 серия – 63 мин.)
Автор сценария: Даниил Гранин
Режиссер-постановщик: Ольгерд Воронцов
Оператор: Борис Шапиро
Композитор: Евгений Крылатов

Актерский состав

Кузьмин – Георгий Жженов
Аля – Алла Покровская
Лаптев – Ростислав Плятт
Корольков – Анатолий Ромашин

Из рецензий

Плахов А. Злободневность и ее видимость: У телеэкрана // Правда. 1979. 23 сентября.
…[Кинокартина привлекает] жизненностью, непридуманностью нравственной проблематики, которая просматривается сквозь оболочку нехитрого сюжета. И хотя необходимые авторам стечения обстоятельств грешат излишней выстроенностью, они все-таки подчинены главному – раскрытию духовного мира человека в его реальных связях с жизнью общества… В «Однофамильце» кульминация нравственного испытания, пережитого героем, остается в первой половине фильма; в дальнейшем напряжение мысли ослабевает, а соответственно и интерес зрителя… Тяга к многосерийности, искусственное «растягивание» сюжета, который наверняка выиграл бы при более лаконичном драматургическом решении, – еще одна беда нашего телекино.