bibl head1

Центральная городская библиотека
им. А.С. Горловского


ИДУ НА ГРОЗУ. МХАТ им. М. Горького, 1964

Спектакль Владимира Богомолова по одноименному роману Даниила Гранина в Московском художественном академическом театре СССР им. М. Горького. См. "Иду на грозу. Ленфильм, 1965"

Основные сведения

Год премьеры: 1964
Авторы сценария: Маргарита Микаэлян, Владимир Богомолов
Режиссер: Владимир Богомолов
Художник: Энар Стенберг
Композитор: Кирилл Молчанов

Актерский состав

Крылов – Михаил Зимин
Тулин – Владлен Давыдов
Голицын – Владимир Муравьев
Южин – Михаил Болдуман
Агатов – Лев Иванов
Ричард – Николай Пеньков
Лагунов – Николай Ковшов
Актерский состав выявлен не полностью.

Из рецензий

Щербаков К. Не входя в грозу… // Театр. 1964. № 5. С.18-22.
Режиссерский замысел предстает крайне расплывчатым, неопределенным. Почему театр остановил свой выбор именно на романе Гранина? Потому что он – об энтузиастах, одержимых, которые всегда впереди, потому что в нем творческое начало противопоставлено потребительскому. Все как будто правильно, но как-то слишком «вообще». Например, роман Б. Полевого «На диком береге» тоже про энтузиастов и одержимых… Почему же театр не инсценировал «На диком береге»? Ведь почему-то мимо внимания режиссера Богомолова прошли десятки других пьес, романов, повестей, основную мысль которых с успехом можно было бы сформулировать точно так же? Но ведь эта мысль и для Гранина, и для Полевого только отправная точка, а дальше начинается их собственное, очень разное восприятие людей и событий, их собственные раздумья над жизнью. Вот этого, присущего именно Гранину, начала и не хватает в спектакле. Решение Богомолова настолько приблизительно и общо, что в него легко укладывается любая драматургия, любого автора. Режиссерская приблизительность рождает приблизительность актерскую, которая характерна для многих исполнителей этого спектакля…

Емельянов Б. Современная проза на сцене МХАТ // Театр. 1965. № 7. С.13-16.
М. Микаэлян и В. Богомолов сделали из романа Д. Гранина «Иду на грозу» крепкую, остросюжетную пьесу в добротной дочеховской манере. Экспозиция пьесы точно совпадает с началом романа. На фоне весенней грозы красавец Тулин шутит с незнакомыми девушками и дает щедрые обещания насчет разгадки тайн атмосферного электричества. Дальше действие развивается стремительно, ладно скроенные картины следуют одна за другой, захватывают зрителя эффектами. К концу пьесы все персонажи, стойкие и слабодушные, герои и подлецы, предстают перед зрителем награжденными по заслугам. Играть в этой пьесе просто. Ее центральные образы хорошо знакомы и артистам, и зрителям… Пора на сцене (тем более мхатовской) выявлять социальные причины, формирующие людей с тем или иным мировоззрением… В спектакле «Иду на грозу» правда деталей дана с избытком, есть и характеры, а вот типические обстоятельства находятся далеко за пределами сцены. А роман Д. Гранина замечателен именно прекрасно разработанной картиной типических обстоятельств, в свете которых делается понятной эволюция его героев.

Смоляницкий С. В эпицентре грозы // Вечерняя Москва. 1964. 23 марта.
Писателя, как и драматургов, взволновала нравственная сторона происходящих событий, и здесь хотелось бы сказать о смещении, на наш взгляд, важного акцента. В пьесе «узел» нравственной проблематики оказался связанным в значительной степени с образом Ричарда… Именно он впрямую ставит будоражащие, моральные вопросы.