bibl head1

Центральная городская библиотека
им. А.С. Горловского


Павел (Пономарев). Краткое историческое описание Святотроицкия Сергиевы Лавры. – Санкт-Петербург, 1782. – 68 с.


Троицкий монастырь начинался как пустынь, отшельническое место. Впоследствии эта территория была неплохо обжита. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь получил статус лавры. В  греческом языке слово «лавра» имеет разные значения, в том числе «улица», «многолюдное место». Так и есть. С получением статуса лавры Троице-Сергиев монастырь официально обретал публичность, в связи с чем начинал развивать инфраструктуру крупнейшего паломнического центра. Пропуская через себя тысячи и тысячи паломников из своей страны и зарубежья, Лавра должна распространять культуру христианства, как одной из мировых религий, вообще и православия, в частности.
Одним из элементов этой публичности становилась литература, предназначенная не столько богомольцам, сколько представителям общества, или "света". Стали выходить разного рода исторические описания, путеводители по монастырю, адресованные интеллигенции.
Одно из первых подобных изданий называлось "Краткое историческое описание Святотроицкия Сергиевы Лавры.  С приложением знатных прозшествий, случившихся в оной". Оно было напечатано в Санкт-Петербурге в 1782 году, то есть спустя 38 лет после получения монастырем лаврского статуса. Подготовил его наместник Троице-Сергиева монастыря иеромонах Павел (Пономарев). В издании кратко и доходчиво сообщается об истории обители, ее достопримечательностях.

С полным текстом этого издания можно познакомиться на портале Российской государственной библиотеки здесь.

Свт. Филарет (Дроздов). Речь Его Императорскому Высочеству… цесаревичу… Александру Николаевичу пред вступлением в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. – Москва, 1837. – 4 с.


Троице-Сергиева Лавра довольно рано вошла в русское самосознание духовной вершиной всей ее нравственной истории, став молельным местом сначала Рюриковичей, а затем членов Дома Романовых. Особое место Троицкая обитель занимала в воспитании наследников. Не случайно с таким благоговением правители России относились к ритуалам посещения и благодарения Лавры в течение всей своей жизни.
Сохранился интересный документ – текст речи, адресованной наследнику Александру Николаевичу (будущему императору Александру II) перед посещением им Троице-Сергиевой Лавры 2(14) августа 1837 г. Ее автором является митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) – авторитетнейший духовный деятель, являвшийся по своему статусу окормителем императорской семьи, а ныне причисленный к лику святых в чине святителя. В довольно краткой, но глубокомысленной речи подчеркнуто две мысли. Во время Смуты, когда даже Москва перестала быть «твердейшим оплотом», Сергиева обитель сделалась русской твердынею. Отсюда вытекала вторая мысль: «благоговейное посещение преподобного Сергия в обители его всегда было по сердцу благочестивейших государей наших». 19-летнему наследнику тем самым давался архипастырский совет встать на тропу благочестия.
Речь святителя Филарета была напечатана в том же году в Москве, в синодальной типографии.

Познакомиться с полным текстом этого издания можно на портале Президентской библиотеки здесь.

Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре, от основания оной до 1880 года. – Москва, 1880. – [2], 101 с.; 22.


Как известно, Троице-Сергиева Лавра является местом погребения многих людей: настоятелей, иноков и послушников монастыря, исторических деятелей, представителей знатных русских родов, преподавателей Московской духовной академии, жертвователей, оставивших соответствующее духовное завещание. Многие монастырские надгробия не пощадило время. Узнать об этих захоронениях можно только по письменным источникам. Учет сведений о захоронениях в Троице-Сергиевой Лавре проводился регулярно, начиная с XVII века.  Наиболее полная систематизация в досоветское время была проведена во второй половине XIX столетия. Подготовленный в результате нее "Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре" был напечатан в Москве в 1880 г. В него вошли сведения примерно о 900 лицах, умерших в промежутке между 1384 и 1879 гг. и похороненных на территории внутри крепостных стен. Составителем этого свода ("некрографа") в публикации указан иеромонах Троице-Сергиева монастыря Гедеон (Вихров), умерший в 1875 г. и занесенный в свод под № 693.  Очевидно, что у него был последователь, кто дополнил свод недостающими годами и подготовил его к печати. Но имя последователя неизвестно. Сам "Список погребенных" является весьма ценным источником. Ведь здесь представлена информация о тех многочисленных захоронениях, надгробия на месте которых были утрачены (или потеряны) еще к 1880 г., либо пострадали уже после революции и временного закрытия Лавры в 1919 г. "Список погребенных" составлен таким образом, что в большинстве случаев даже в отсутствии надгробия он позволяет и сегодня определить примерное место захоронения той или иной персоны. Данный подход особенно важен  для тех, кто проводит экскурсии или озабочен восстановлением утраченных памятников. Вместе с тем в современной литературе (В. А. Ткаченко)  указывается, что некоторая часть сведений в этом "Списке" нуждается в уточнении.
В приложении к изданию 1880 г. содержатся тексты надписей, сохранившихся на тот момент в Троице-Сергиевой Лавре (на иконах, стенах, надгробиях, разных предметах, книгах, колоколах).


Познакомиться с текстом издания можно на портале Российской государственной библиотеки здесь.